Негармоничность и интервальные биения
Поводом для этой статьи послужил один-единственный вопрос: "Какие коррективы в табличные частоты интервальных биений вносит негармоничность фортепианных струн?" Призна́юсь, этот вопрос волновал меня давно (как, уверен, и многих из вас), но всё не хватало времени вплотную заняться поисками ответа на него. Сейчас это время нашлось (есть и свои плюсы в вынужденном домашнем режиме). Надеюсь, что в конце статьи мы окажемся ещё ближе к пониманию влияния негармоничности на нашу работу.
О природе негармоничности, откуда она берётся и что из себя представляет, можно прочитать в статьях Владимира Алексеевича Клопова "Негармоничность фортепианных струн - что это такое?" и Александра Владимировича Яновского "Природа негармоничности обертонов в звуках фортепиано".
А мы с вами начнём с азов: как формируются биения в интервалах - чистых, расширенных и суженных.
Рассмотрим рисунок выше. В нём схематично показаны три условных интервала - чистый, расширенный и суженный. Зелёным цветом обозначена частота гармоники, участвующей в интервальных биениях от верхнего тона интервала. Синим - частота гармоники нижнего тона интервала. Красным - биения в интервале, полученные в результате разницы частот гармоник верхнего и нижнего тона.
Первый интервал - чистый, обе гармоники имеют одну и ту же частоту, разница частот равна нулю, биений в интервале нет. Обычно мы сводим биения к нулю, то есть выравниваем частоты гармоник, в октаве. Поэтому октавы называют чистыми. (Чистыми они могут быть на разных уровнях, в разных парах гармоник, что не является предметом обсуждения в нашей статье, сейчас это опустим).
Второй интервал - расширенный. Называется он так, потому что его основные тоны отстоят друг от друга шире, чем в чистом состоянии интервала. В данном примере верхний тон интервала завышен так, чтобы его гармоника, участвующая в биениях, была выше соответствующей гармоники нижнего тона на 5 герц. Получаем 5 биений в секунду (105Гц - 100Гц). Расширенные интервалы в настройке - это кварты, большие терции, большие сексты.
И третий интервал - суженный. Здесь основные тоны находятся ближе друг к другу, чем в чистом состоянии интервала. Нижний тон интервала завышен таким образом, чтобы его гармоника, участвующая в биениях, была выше соответствующей гармоники верхнего тона на 5 герц. Получаем те же 5 биений в секунду (100Гц - 105Гц), но со знаком «минус». Суженные интервалы в настройке - это квинты, малые терции, малые сексты.
А вот теперь давайте начнём разбираться с механизмами изменения табличных частот интервальных биений. Первое, что приходит в голову - это расширение октавы в реальной настройке по сравнению с табличным соотношением основных тонов 1:2. Происходит это из-за негармоничности струн, так как первую гармонику верхнего тона октавы мы подстраиваем к завышенной второй гармонике нижнего тона. А раз октава шире, значит все полутоны внутри неё тоже расширяются. Значит и все интервалы, состоящие из этих полутонов, становятся шире. Как это расширение скажется на интервальных биениях? Расширенные интервалы станут ещё шире, следовательно биения в них участятся. Зауженные интервалы при расширении, наоборот, начнут «бить» реже, становясь ближе к чистым.
Обращаю ваше внимание, что мы пока никак не учитываем негармоничность обертонов, а рассматриваем только механическое расширение интервалов.
Одинаково ли это расширение для разных интервалов? Давайте посчитаем. Возьмём условно, что октава, табличная ширина которой 1200 центов (12 полутонов, по 100 центов каждый), расширена нами на 12 центов. Эти двенадцать центов распределятся равномерно по полутонам внутри октавы, по одному центу на полутон. Тогда прирост в большой терции составит 4 цента (четыре полутона по 1 центу). А квинта расширится уже на 7 центов (семь полутонов). Большая секста - на 9 центов. Можно составить последовательность интервалов с постепенным повышением степени расширения: малая терция (три полутона), большая терция (4 полутона), кварта (5), квинта (7), малая секста (8), большая секста (9).
Таким образом, мы выяснили закономерность: чем больше полутонов в интервале, тем значительнее его расширение внутри растянутой октавы, тем заметнее будет учащение биений в расширенных интервалах и замедление в зауженных.
Как хорошо, как просто!.. Стоп. Мы же забыли про негармоничность! Ведь реальная картина выстраивания гармоник далека от табличной. Частоты их не кратны частоте основного тона. Если кто-то этого не знал - тех ещё раз направляю к фундаментальным статьям В.А. Клопова и А.В. Яновского. А здесь мы будем применять эти знания в своих не столь уж и сложных расчётах.
Главное, что нам сейчас надо помнить о негармоничности - это то, что гармоники располагаются в структуре тона с завышением относительно своих идеальных позиций. И это завышение прямо пропорционально квадрату номера гармоники.
Кто-то скажет: ну и пусть себе завышаются - в интервале две гармоники взаимодействуют, обе завышенные, в результате получим такие же биения. Нет, не такие же. В интервале взаимодействуют гармоники разных номеров. У нижнего тона интервала номер гармоники всегда выше, чем у верхнего тона. Значит, завышение гармоники нижнего тона значительнее, чем у гармоники верхнего тона интервала. И эта разница в завышении будет тем существенней, чем выше номер гармоники нижнего тона.
Как разница в завышении гармоник проявит себя в биениях? Возьмём расширенный интервал. Гармоника нижнего тона завысится сильнее, чем гармоника верхнего тона. Частоты гармоник станут ближе друг к другу, таким образом биения замедлятся. В суженном же интервале произойдёт обратное: гармоника нижнего тона, и без того бывшая по частоте выше гармоники верхнего тона, станет ещё выше, биения со знаком «минус» участятся.
Вы понимаете, что происходит? Мы имеем два обстоятельства, изменяющие частоту биений в интервале. Это механическое расширение интервалов, и это негармоничность. Эти обстоятельства оказывают противоположное воздействие на частоту интервальных биений. Расширение учащает биения в расширенных интервалах и делает их реже в зауженных. Негармоничность же, наоборот, замедляет расширенные интервалы и ускоряет суженные.
Помня о том, что разница в завышении гармоник, участвующих в биениях, возрастает с увеличением номера гармоники нижнего тона интервала, давайте расставим интервалы в порядке возрастания силы воздействия негармоничности на их частоту биений. Начнём с квинты - в ней самые маленькие номера гармоник (3:2). Дальше кварта (4:3). Затем большая терция (5:4), большая секста (5:3), малая терция (6:5) и малая секста (8:5).
До этого мы так же расставляли интервалы по степени их расширения, зависящей от количества входящих в интервал полутонов.
Теперь сведём эти две шкалы в одну таблицу:
|
3 п/т
|
4 п/т
|
5 п/т
|
7 п/т
|
8 п/т
|
9 п/т
|
3:2
|
|
|
|
квинта
|
|
|
4:3
|
|
|
кварта
|
|
|
|
5:4
|
|
б.терция
|
|
|
|
|
5:3
|
|
|
|
|
|
б.секста
|
6:5
|
м.терция
|
|
|
|
|
|
8:5
|
|
|
|
|
м.секста
|
|
Слева направо расположены интервалы с увеличением количества полутонов в них, то есть интервальное расширение оказывает всё большее воздействие на биения. Сверху вниз эти же интервалы выстраиваются с возрастанием обратного воздействия негармоничности на изменение их частот биений.
Мы можем увидеть, что квинта, например, испытывает на себе наименьшее воздействие негармоничности, но расширение имеет существенное. А малая секста шире квинты на полтона, но при этом имеет очень высокий номер гармоники нижнего тона.
Конечно же, при взгляде на эту таблицу у вас возникла та же мысль, что и у меня. Если мы имеем две противоположные силы, воздействующие на интервальные биения, то должен быть интервал, в котором эти изменения уравновесят друг друга, и мы получим биения, очень близкие к табличным. Как это проверить? Замерами частот биений в реальных настроенных инструментах.
Очень удобной для таких замеров оказалась профессиональная настроечная программа TuneLab. Перед настройкой она измеряет негармоничность струн, прослушивая их, и затем расставляет тоны фортепиано, исходя из результатов этих замеров. Можно посмотреть информацию по каждому тону, узнать часто́ты его гармоник. Следовательно, сопоставляя эти гармоники, мы имеем возможность подсчитать биения в интервалах, полученные с учётом негармоничности инструмента.
В учреждении, где я работаю, 20 фортепиано, среди них рояли и пианино разных размеров. На каждый инструмент имеется свой файл в TuneLab, в котором сделаны замеры негармоничности. Я решил для чистоты эксперимента взять два пианино, одно из них малогабаритное (английское, Knight, высота около 107 сантиметров), второе - стандартное пианино 38-го артикула (модель Ноктюрн). И третий инструмент - концертный рояль Estonia (273 см). Все три инструмента после настройки программой звучат гармонично и стройно, их настроечным файлам я доверяю.
Чтобы развеять возможные сомнения, приведу результаты расчёта негармоничности этих инструментов. Я взял у каждого из них для исследования четыре "Ля" - контр-, большой, малой и первой октав (A1, A2, A3 и A4). У каждого тона делил: частоту 2-й гармоники на частоту 1-й, частоту 4-й на частоту 2-й, частоту 8-й на частоту 4-й и частоту 16-й на частоту 8-й. В табличной модели результат деления будет двойка. С учётом негармоничности это будет больше двойки, и с повышением номеров гармоник отрыв от двойки должен увеличиваться. Смотрим, что получилось:
Knight
|
A1
|
A2
|
A3
|
A4
|
2:1
|
2,0017
|
2,0011
|
2,0015
|
2,0034
|
4:2
|
2,0049
|
2,0033
|
2,0047
|
2,0103
|
8:4
|
2,0175
|
2,0121
|
2,0171
|
2,0375
|
16:8
|
2,0585
|
2,0403
|
2,0574
|
2,1273
|
38-й артикул
|
A1
|
A2
|
A3
|
A4
|
2:1
|
2,0015
|
2,0009
|
2,0013
|
2,0026
|
4:2
|
2,0043
|
2,0030
|
2,0039
|
2,0080
|
8:4
|
2,0155
|
2,0108
|
2,0142
|
2,0291
|
16:8
|
2,0519
|
2,0361
|
2,0475
|
2,0983
|
Estonia-273
|
A1
|
A2
|
A3
|
A4
|
2:1
|
2,0004
|
2,0004
|
2,0011
|
2,0031
|
4:2
|
2,0006
|
2,0011
|
2,0034
|
2,0095
|
8:4
|
2,0023
|
2,0042
|
2,0123
|
2,0345
|
16:8
|
2,0079
|
2,0140
|
2,0412
|
2,1169
|
А теперь, для наглядного сравнения инструментов, у каждого тона разделим частоту 16-й гармоники на частоту 1-й:
Соотношение гармоник 16:1
|
A1
|
A2
|
A3
|
A4
|
Knight
|
16,666
|
16,457
|
16,652
|
17,456
|
38-й артикул
|
16,590
|
16,409
|
16,540
|
17,122
|
Estonia-273
|
16,090
|
16,158
|
16,467
|
17,336
|
Очень хорошо видны отличия в коэффициенте негармоничности фортепиано разных размеров. И движение коэффициента в одном инструменте в разных диапазонах.
Ну что ж, с замерами негармоничности разобрались, теперь можно и биения посчитать. Начнём.
КВИНТЫ
Интервал
|
Таблица
|
Knight
|
38-й арт.
|
Estonia
|
G3-D4
|
-0,66
|
-0,30
|
-0,26
|
-0,50
|
D4-A4
|
-0,99
|
-0,67
|
-0,65
|
-0,80
|
В квинте 7 полутонов. Из-за приличного расширения этого суженного интервала биения стали заметно медленнее табличных. Но они были бы ещё реже, если б не обратное действие негармоничности, которое пока ещё незначительное (гармоники 3:2). У концертного рояля замечаем меньшее отклонение от таблицы.
КВАРТЫ
Интервал
|
Таблица
|
Knight
|
38-й арт.
|
Estonia
|
E3-A3
|
0,74
|
1,08
|
1,10
|
0,93
|
A3-D4
|
0,99
|
1,29
|
1,31
|
1,25
|
D4-G4
|
1,33
|
1,75
|
1,72
|
1,70
|
В кварте 5 полутонов, на 2 меньше, чем в квинте. А номер гармоники нижнего тона интервала на 1 выше, но этого пока не хватает для выравнивания частоты биений с табличными показателями. Биения в этом расширенном интервале учащаются, а значит интервальное расширение всё еще преобладает над действием негармоничности.
БОЛЬШИЕ ТЕРЦИИ
Интервал
|
Таблица
|
Knight
|
38-й арт.
|
Estonia
|
F3-A3
|
6,93
|
6,91
|
6,96
|
7,02
|
A3-C#4
|
8,73
|
8,52
|
8,60
|
8,81
|
C#4-F4
|
11,00
|
10,92
|
10,97
|
11,01
|
F4-A4
|
13,86
|
13,32
|
13,66
|
13,76
|
Вот она, золотая середина! В большой терции 4 полутона, номера гармоник 5:4. И это, похоже, идеальный баланс интервального расширения и негармоничности. Баланс сохраняется, несмотря на различия в мензурах инструментов. То есть, когда повышается коэффициент негармоничности одного инструмента по сравнению с другим, то в противовес в достаточной мере увеличивается и растягивание октавы, обеспечивающее, в свою очередь, наилучшее расширение большой терции.
Любите ли вы большие терции, как люблю их я?
БОЛЬШИЕ СЕКСТЫ
Интервал
|
Таблица
|
Knight
|
38-й арт.
|
Estonia
|
F3-D4
|
7,92
|
8,20
|
8,27
|
8,27
|
C4-A4
|
11,87
|
12,24
|
12,23
|
12,34
|
У большой сексты по сравнению с большой терцией чуть больше разница завышения частот гармоник (5:3 против 5:4), но уж больно широк интервал - 9 полутонов против четырёх в терции. Поэтому биения в этом расширенном интервале чаще табличных.
МАЛЫЕ ТЕРЦИИ
Интервал
|
Таблица
|
Knight
|
38-й арт.
|
Estonia
|
D#3-F#3
|
-8,39
|
-8,63
|
-8,58
|
-8,42
|
F#3-A3
|
-9,98
|
-10,51
|
-10,42
|
-10,08
|
A3-C4
|
-11,87
|
-12,80
|
-12,65
|
-12,08
|
3 полутона, 6:5. Почти, почти. Но по сравнению с большими терциями разница с табличными частотами биений кое-где заметная. В конечном итоге негармоничность здесь берёт верх (учащение биений в суженном интервале). Хотя отмечаем хорошее поведение концертного рояля.
МАЛЫЕ СЕКСТЫ
Интервал
|
Таблица
|
Knight
|
38-й арт.
|
Estonia
|
E3-C4
|
-10,38
|
-13,20
|
-12,86
|
-10,88
|
A3-F4
|
-13,86
|
-18,05
|
-17,48
|
-15,33
|
У малой сексты очень серьёзная разница завышения гармоник (8:5), поэтому мы наблюдаем заметное учащение биений в данном зауженном интервале. Из всех рассмотренных нами интервалов этот - самый пострадавший от негармоничности.
Подведём итоги.
- Замеры реальных биений в интервалах подтвердили наши предположения о разнонаправленном воздействии на эти биения интервального расширения и негармоничности.
- Безоговорочный лидер в близости частот биений к табличным - большая терция. Ей можно доверять.
- В интервалах с заметным отклонением биений от табличных эта разница у концертного рояля меньше.
Многие могут вспомнить, что им попадался инструмент, в котором парочка больших терций вдруг не захотели выстраиваться в положенные биения, а «били» медленнее. На самом деле это исключение, лишь подтверждающее правило. У этих терций между их тонами большой скачок негармоничности. Это недоработка производителя, который не смог сгладить изменение коэффициента негармоничности в разных диапазонах фортепиано, допустил ошибки в расчёте мензуры. А мы, вооруженные знаниями, безошибочно сможем определить, где проблемное место у инструмента, внести коррективы в план настройки, а при необходимости - пересчитать мензуру.
Надеюсь, что эта статья окажется полезной. Буду рад, если она послужит поводом для дальнейших исследований и обсуждений среди коллег.
А. Хуторовский 01.11.2020, Москва
|