Главная | Перевозка | Запрос | Возраст инструмента | Статьи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | Перевозка | Запрос | Возраст инструмента | Статьи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+7(925)771-07-35 +7(919)965-71-02 |
Главная | Перевозка | Запрос |
Возраст инструмента | Статьи |
В описании своего плана настройки области темперирования я применяю частоты биений: одно в секунду, три в секунду, четыре в секунду, шесть в секунду. Для того, чтобы подсчитать эти биения, нужно соблюдать темп
Одно биение в секунду - половинная нота: |
|
Три биения в секунду - триоли четвертями: |
|
Четыре биения в секунду - восьмые: |
|
Шесть биений в секунду - триоли восьмыми: |
A, a | - ля |
B | - си-бемоль |
H | - си |
c | - до |
d | - ре |
e | - ми |
f | - фа |
G, g | - соль |
Большая буква обозначает ноту малой октавы, маленькая - ноту первой октавы.
3 | - большая терция |
4 | - кварта |
5 | - квинта |
6 | - большая секста |
8 | - октава |
Например, G#3 означает большую терцию, нижним тоном которой является соль-диез малой октавы.
Будут встречаться последовательности типа: G3<G#3<A3
Это означает, что интервал слева от знака < имеет биения реже интервала справа, то есть с каждым последующим интервалом биения плавно учащаются.
Область темперирования данного плана G-a.
Поехали!
Настраиваем a по камертону.
Настраиваем A в октаву.
Бытует мнение, что октава - неточно настраиваемый интервал. Однако есть способы контроля, описываю один из них.
В октаве A8 кварта A4 и квинта d5 должны давать одинаковые биения, а в квинте A5 биения будут в два раза реже, чем в кварте e4. Эти соотношения 1:1 и 1:2 сохранятся, даже если мы искусственно сдвинем d и e для большего расширения кварт и сужения квинт с целью получения удобных для подсчёта биений.
Ставим ключ на d и повышаем её до получения удобных для подсчёта биений в d5. Теперь настраиваем A, добиваясь точно таких же биений в A4.
Ставим ключ на e и понижаем её, делая в A5 3 биения в секунду:
Теперь проверяем e4. В ней должно быть 6 биений в секунду:
Если не совпадает, корректируем A и ещё раз проверяем равенство биений в первом случае и удвоение во втором. Когда всё получилось - октава A8 настроена точно.
Следующая нота - c. Нашей задачей будет добиться в большой сексте c6 положенных 12-ти биений в секунду.
Все три интервала, входящие в этот аккорд (c3, e4, c6), расширенные, дают биения на одной и той же ноте - ми третьей октавы. Биения в большой сексте c6 являются суммой биений большой терции c3 и кварты e4:
Если мы понизим e, то биения в e4 станут чаще, а в c3 реже. Но сумма биений данных интервалов не изменится. Вот этим правилом минорного секстаккорда мы и воспользуемся.
Чтобы получить в c6 12 биений в секунду, надо добиться в c3 и e4 по 6 биений в секунду. Когда мы настраивали октаву A8, я предложил для её проверки занизить e для получения в A5 3-х биений и в e4 6-ти биений в секунду. Следовательно, нам осталось настроить c таким образом, чтобы в c3 получить точно такие же биения, какие мы сейчас имеем в e4:
Таким образом, ноты A, c, a настроены точно.
Следующие две ноты: d и G.
Выстраиваем цепочку A-d-G-c через три интервала (A4, G5, G4). Двигаться будем от A к c, и, если нас не устроит последний интервал, разгонять ошибку в обратном направлении, от c к A.
Ключ на d. Настраиваем A4 с одним биением в секунду:
Для начинающих
Настройку A4 можно проверить правилом минорного секстаккорда. Рассмотрим ре-минорный секстаккорд. В нём F6=F3+A4. В A4 должно быть одно биение в секунду. Предположим, что F6=4/сек. Тогда F3=F6-A4, то есть 3 биения в секунду.
Если не совпало - корректируем A4 и проверяем заново. |
Переставляем ключ на G.
В G5 должно быть 2 биения в 3 секунды. Это значит одно биение на три счёта в темпе
Теперь проверяем: в G4 должны получиться биения чуть реже, чем в A4 (G4<A4). Если не получилось, корректируем G в G4 и идём в обратном направлении с конечной проверкой - A4=1/сек.
G, A, c, d, a настроены.
Следующий шаг - нота e.
Секста G6 должна иметь 9 биений в секунду.
Рассмотрим ми-минорный секстаккорд. В нём G6=G3+H4. Сделаем в G3 6 биений в секунду, а в H4 3 биения в секунду. Здесь нота H - вспомогательная для точной настройки e:
Затем проверяем получившуюся кварту e4, в ней должно быть 3 биения в 2 секунды (1,5 биения в секунду), то есть в два раза реже, чем в H4:
Получается цепочка:
Можно было бы, конечно, сразу настроить e в e4
c положенными биениями, но вышеприведённая цепочка даёт возможность ещё раз убедиться в правильности предыдущей настройки ноты G.G, A, c, d, e, a настроены.
Следующая нота - f#.
Секста A6 должна иметь 10 биений в секунду.
Рассмотрим фа-диез-минорный секстаккорд. В нём A6=A3+c#4. Сделаем в A3 6 биений в секунду, а в c#4 4 биения в секунду. Здесь нота c# - вспомогательная для точной настройки f#:
G, A, c, d, e, f#, a настроены.
Следующая нота - H.
Настраиваем её, соблюдая следующие условия:
H5<G4
A4<H4
G3<G6
G, A, H, c, d, e, f#, a настроены.
Следующие две ноты: c# и G#.
Настраиваем c# с соблюдением H4<c#4.
Настраиваем G# с соблюдением G4<G#4<A4.
Проверяем: G3<G#3<A3. Если биения в G#3 редковаты, немного опускаем G# и к ней подстраиваем c#. Если биения в G#3 чаще положенного, немного поднимаем G# и к ней подстраиваем c#. Обе ноты должны быть настроены с соблюдением всех трёх условий:
H4<c#4
G4<G#4<A4
G3<G#3<A3
G, G#, A, H, c, c#, d, e, f#, a настроены.
Следующая нота - f.
Настраиваем её, соблюдая следующие условия:
H4<c4<c#4
G6<G#6<A6
c3<c#3<d3
G, G#, A, H, c, c#, d, e, f, f#, a настроены.
Следующие две ноты: B и d#.
Настраиваем B с соблюдением A5<B5<H5, A3<B3.
Настраиваем d# с соблюдением A4<B4<H4, G5<G#5<A5.
Проверяем: A3<B3<H3<c3. При необходимости вносим коррективы.
G, G#, A, B, H, c, c#, d, d#, e, f, f#, a настроены.
Остались две ноты - g и g#. Настроить их не составит труда, проверяя всеми возможными интервалами: октавами, квартами, квинтами, секстами, терциями.
Например, кварта d4 должна давать 4 биения в 3 секунды (2 биения в 1,5 секунды), что в темпе
Останется кварту d#4 втиснуть в цепочку d4<d#4<e4
Темперация в области G-a готова!
Я постарался подробно описать каждый шаг. Получилось много информации, но на практике темперация делается очень быстро, всё доводится со временем до автоматизма. Ниже привожу краткий план. Его можно распечатать и пользоваться первое время.
a, A
c (e4=6/сек, c3=6/сек) d, G (A4=1/сек, G5=2/3сек, G4<A4) e (G3=6/сек, H4=3/сек, e4=3/2сек) f# (A3=6/сек, c#4=4/сек) H (H5<G4, A4<H4, G3<G6) c#, G# (H4<c#4, G4<G#4<A4, G3<G#3<A3) f (H4<c4<c#4, G6<G#6<A6, c3<c#3<d3) B, d# (A5<B5<H5, A3<B3, A4<B4<H4, G5<G#5<A5, A3<B3<H3<c3) g, g# |
Всё вышеописанное работает только при строгом соблюдении темпа 120/мин. Если вы не уверены в себе - используйте метроном, со временем наступит момент (обязательно!), когда метроном станет ненужным. |
Главным условием выполнения плана является умение настройщика чувствовать темп
Главная | Перевозка | Запрос |
Возраст инструмента | Статьи |